РОЖДЕНИЕ СИМВОЛА ВЕРЫ ИЛИ АНТИГНОСТИКИ #Лужецкий #гностики #история_Церкви #христианство #античность #античная_философия Итак, мы оставили наших еретиков в середине второго века нашей эры, а теперь вернемся в условный тридцать третий год по Рождеству. Апостолы, получив Духа Святого, отправляются на проповедь по всей ойкумене. И вот здесь два очень важных момента, которые стоит отметить и которые принципиальным образом отличают христианскую Церковь от множества религий и философских школ той эпохи. Первым из таких моментов является то, что апостолы договариваются нести одно и то же учение. Это достойно удивления, ибо у учителей античности, зачастую, не было школ, которые бы их самих переживали. Проиллюстрирую примером Сократа: одним человеком предстает он в трудах своего ученика Платона и несколько другим мы видим его у его же ученика Ксенофонта. А у Антисфена, который так же был одним из его ближайших учеников, он совершенно третий. Дело в том, что это в ту эпоху считалось нормальным – развивать религиозные и философские взгляды своего учителя. И один Сократ положил начало целой сети разнообразных сократических школ, среди которых были и платоники, и стоики, и киники. Ученики Христа вовсе не хотели уподобляться ученикам Сократа и строить свои религиозные концепции на базе того, что им рассказал Учитель. Кроме того, самым важным в их проповеди было не то, что Он рассказал, а то, что Он – Логос, Идея, Бог вочеловечился, был распят за грехи людей и воскрес из мертвых. По этой причине они постоянно подчеркивают тот факт, что благая весть (евангелие), которое они несут, не есть евангелие Петра, Иоанна, Андрея или Павла, но евангелие Иисуса Христа. Как удачно сказал по этому поводу апостол Павел, членам коринфской христианской общины, которые начали внутри себя спорить и делиться по тому, кто от какого учителя воспринял благую весть: «Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор. 3:3-11). Видите, совсем иной подход, нежели подход известных в ту эпоху учителей философии и нравственности. Апостолы, с самых первых дней выступают как части единого организма Церкви. И они все послушны воле этого единого организма. Да, даже среди апостолов не было той священной анархии, которую мы иногда представляем себе, когда в своем воображении рисуем первые году существования христианства. Когда между апостолами возник спор о том, нужно ли язычникам перед крещением сначала становиться иудеями, то есть, совершать обрезание и соблюдать правила закона моисеева или не нужно, то они собрались в Иерусалиме все вместе, чтобы решить этот вопрос. И я прошу обратить на эти два момента самое пристальное внимание: первый, апостолы не учат от себя. И второй, апостолы (даже апостолы) для решения неких важных вопросов собираются вместе, а не принимают решение каждый сам по себе. Логично вытекает из вышесказанного следующее древнее предание, повествующее о появлении такой молитвы, как Символ веры: «Согласно древней легенде, когда апостолы были готовы разделиться и разойтись, они почувствовали необходимость договориться о содержании сообщения, которое они будут проповедовать. Это событие, как говорят, и было происхождением «Апостольского Символа веры». Она рассказывает, как каждый из двенадцати, воспламенённый Святым Духом, сделал личный вклад в исповедание веры: «Пётр сказал: «Верую в Бога Отца всемогущего… творца неба и земли»… Андрей сказал: «И в Иисуса Христа Его Сына… Господа нашего»… Иаков сказал: «Который был зачат Святым Духом… рождён Девой Марией»… Иоанн сказал: «Страдал при Понтии Пилате… был распят, умер и погребён»… Фома сказал: «Сошёл в ад… в третий день воскрес из мёртвых»… Иаков сказал: «Восшёл на небеса… восседает одесную Бога Отца Всемогущего»… Филипп сказал: «Оттуда придёт судить живых и мертвых»… Варфоломей сказал: «Верую в Святого Духа»… Матфей сказал: «Святую Вселенскую Церковь… общение святых»… Симон сказал: «Прощение грехов»… Фаддей сказал: «Воскресение тела»… Матфий сказал: «Жизнь вечную». ( Berard L. Marthaler. The Creed: The Apostolic Faith in Contemporary Theology). Возможно, в этом предании слишком много от художественного вымысла, но неоспоримо то, что уже в конце первого века при крещении новокрещаемые исповедовали текст Символа веры. Что говорит о том, что для апостолов было крайне важно, неся евангелие по всему римскому миру, сохранить его единство, не дать разным общинам веровать в разных Христов. А для этого необходимо было регулярно собираться и проговаривать вслух и детально все то, во что они веруют. И уже в этом духе наставлять христианские церкви. Отсюда идет традиция церковных соборов и здесь лежат начала богословия. А также здесь положено то, что является камнем и основанием веры – догмат. Догмат, согласно учению Церкви, это то, во что мы верим. Не как мы выражаем нашу веру, а именно то, во что верим. Весь церковный догмат очень короток, он выражен в кратких словах Символа, приведенных выше. И он начинает формироваться уже в век апостолов. Но не только догматом характерна эта эпоха. Она характерна еще и началом формирования канона. Слово канон можно перевести с греческого, как правило. И в каноне отражено то, как мы верим. Как устроена Церковь, какая в ней действует иерархия, какие книги ею читаются и хранятся, как решаются спорные и сложные вопросы.